Какими бывают сенсорные материалы для обучения по методу Монтессори?
24 июня 2025 г.
Метод Монтессори невозможно себе представить без специализированных развивающих материалов. Как правило, школы и сады делают их самостоятельно или обращаются к небольшим мастерским. Ниже разберемся, какими должны быть Монтессори-материалы, и назовем основные предметы, используемые для сенсорного развития детей.
Общие требования к Монтессори-материалам
Приспособления для детского развития должны соответствовать следующим требованиям:
- Натуральные материалы изготовления. По возможности применяются дерево, стекло, текстиль (лен, шерсть, шелк, хлопок), керамика, камень. У таких материалов более богатая ественная фактура, что является дополнительным стимулом сенсорного развития ребенка.
- Интуитивная понятность. Важное свойство данных изделий. Пособие должно быть таким, чтобы игру с ним не нужно было объяснять. Простота в использовании и наглядность в презентации – идеальный Монтессори-материал можно задействовать только одним способом с небольшими вариациями.
- Естественные цвета и формы. Большую часть среди игрушек и пособий должны занимать такие изделия, которые можно встретить в природе и окружающем мире. Кислотные оттенки уступают натуральным, а необычные формы – простым очертаниям.
Основные Монтессори-материалы для сенсорного развития
Таких пособий и игрушек огромное множество. Их список постоянно пополняется. Однако ниже мы перечислим те, которые часто и широко используются в садах по методу Монтессори для развития слуха, обоняния, зрения, тактильных и других ощущений. Сюда относятся:
- Вкусовые бутылочки. В небольших флакончиках с пипетками подготавливаются концентраты с соленым, сладким, кислым, горьким вкусами. Используются безвредные для малышей ингредиенты, такие как сахар, сок алоэ и лимона, физиологический раствор. Ребенок пробует разные растворы и определяет вкус. Обычно достаточно растворить всего несколько капель концентрата в 50 мл чистой воды.
- Таблички из разных материалов. Для этого используются те или иные породы дерева, стекло, металл, камень, пробка, войлок. Взаимодействовать с ними можно по-разному. С помощью таких табличек ребенок учится оценивать вес и температуру предмета в отрыве от его размера и формы, а также знакомится с фактурами разных поверхностей. Например, войлок будет легче, рельефнее и теплее стекла. Это отлично развивает тактильные ощущения. Для более тонкого восприятия можно предложить малышу касаться табличек не кончиками пальцев, а запястьями.
- Цилиндры Монтессори. Небольшие бочонки наполняются разными материалами: песком, камешками, бобами, крупой. Ребенок берет цилиндр и трясет его как маракас, чтобы понять по звуку, что внутри. Затем принимается за следующий. Это довольно сложное упражнение, которое отлично развивает детский слух.
- Геометрические тела. Сначала ребенка знакомят с фигурами, которые будут использоваться для упражнения. Как правило, это полнотелые шар, куб, пирамида, конус, цилиндр, овоид. В дальнейшем можно добавить другие геометрические тела. Ребенок рассматривает их и трогает руками. Затем педагог прячет одну из фигур в плотную ткань. Задача малыша – понять, что это, используя только тактильные ощущения. Для чистоты эксперимента на глаза ребенка лучше надеть повязку.
- Шершавые буквы. Пособие широко используется для знакомства малышей с письмом. Буквы вырезаются из тактильных материалов, вроде бархата, войлока и аналогичных тканей. Ребенок тренируется различать их, проводя по контуру пальцем. Постепенно запоминая разные буквы, он осваивает алфавит, учится писать, а затем читать.
Наряду с перечисленными пособиями, также часто используются и другие материалы. Это могут быть, например, блоки для римской арки, колокольчики Маккерони, цветные таблички, комод с геометрическими фигурами. Многое из этого применяется в Монтессори-школе «Земляне» и аналогичных учреждениях. Такие занятия позволяют сделать сенсорное развитие более простым, наглядным, интересным и увлекательным.